Ануттарайога-тантра
Ануттарайога, четвёртый класс тантры, включает следующие семейства будд:
Семейство татхагаты (символ – колесо), где основной образ будды – Вайрочана.
Семейство драгоценности, где основной образ будды – Ратнасамбхава.
Семейство лотоса, где основные образы – Амитабха и Авалокитешвара.
Семейство кармы (символ – меч), с основными образами Амогасиддхи и Тары.
Семейство ваджры, где главный образ будды – Акшобхья.
На более широком уровне:
Вайрочана символизирует тело.
Ратнасамбхава символизирует достоинства.
Амитабха символизирует речь.
Амогасиддхи символизирует действия.
Акшобхья символизирует ум.
С точки зрения пяти совокупностей нашего познания («пяти совокупностей»), как они представлены в «Тантре Гухьясамаджи», и в соответствии с цветами и направлениями мандалы Гухьясамаджи:
Вайрочана (белый цвет, восток) символизирует совокупность форм физических явлений.
Ратнасамбхава (жёлтый, юг) символизирует совокупность чувств уровня счастья.
Амитабха (красный, запад) символизирует совокупность различения (узнавания).
Амогасиддхи (зелёный, север) – совокупность прочих воздействующих переменных (кармических образований, волевых актов).
Акшобхья (синий, центр) – совокупность различных типов сознания.
В рамках совокупности форм физических явлений (тела) пять семейств будд связаны с пятью стихиями (элементами):
Вайрочана символизирует землю.
Ратнасамбхава символизирует воду.
Амитабха – огонь.
Амогасиддхи – ветер.
Акшобхья – пространство.
В рамках совокупности различных типов сознания (ума):
Семейство Вайрочаны символизирует сознание глаза.
Семейство Ратнасамбхавы символизирует сознание уха.
Семейство Амитабхи символизирует сознание носа.
Семейство Амогасиддхи символизирует сознание языка.
Семейство Акшобхьи символизирует сознание тела.
Пять особенностей семейств будд с точки зрения пяти типов глубокого осознавания
С точки зрения достоинств есть ещё один аспект совокупности сознания, связанный с пятью типами глубокого осознавания (ye-shes, пять мудростей будд):
Вайрочана символизирует зеркалоподобное глубокое осознавание.
Ратнасамбхава символизирует глубокое осознавание равенств.
Амитабха – глубокое осознавание индивидуальностей.
Амогасиддхи – осуществляющее глубокое осознавание.
Акшобхья символизирует глубокое осознавание сферы реальности (осознавание реальности, санскр. дхармадхату).
Существует девятнадцать практик, создающих близкую связь (dam-tshig, самайя) с пятью семейными особенностями будд, и в первую очередь – с пятью типами глубокого осознавания:
1. Шесть практик близкой связи с зеркалоподобным осознаванием (Вайрочаной):
Надёжное направление (прибежище) Трёх Драгоценностей – Будды, Дхармы и арья Сангхи.
Три типа этической самодисциплины – воздержание от разрушительного поведения, совершение созидательных действий (например, практика медитации) и помощь живым существам.
2. Четыре практики близкой связи с осознаванием равенств (Ратнасамбхавой):
Четыре типа щедрости – даяние материальных объектов, даяние Дхармы, даяние свободы от страха и даяние любви (желание, чтобы все были счастливы и имели причины счастья).
3. Три практики близкой связи с осознаванием индивидуальностей (Амитабхой):
Поддержание учений колесниц сутры (шраваков, пратьекабудд и бодхисаттв), внешних классов тантры (крии и чарьи) и тайных классов тантры (йоги и ануттарайоги); ньингма подразделяет последнюю категорию на йогу, махайогу, ануйогу и атийогу, или дзогчен.
4. Две практики близкой связи с осуществляющим глубоким осознаванием (Амогасиддхи):
совершение подношений,
соблюдение обетов.
5. Четыре практики близкой связи осознаванием с осознаванием сферы реальности (Акшобхьей).
Хранение ваджры, а также ясности проявления чистых видимостей и блаженного осознавания, которые ваджра символизирует (аспект метода).
Хранение колокольчика, а также осознавания пустотности, которое он символизирует (аспект мудрости).
Поддержание мудры (печати), то есть визуализация самих себя в виде пары медитативных образов будд в союзе, что символизирует неделимый союз недвойственных метода и мудрости.
Правильное вверение нашим тантрическим мастерам и здоровые отношения с ними.
Когда пять типов глубокого осознавания не очищены (смешаны с неосознаванием реальности):
Зеркалоподобное осознавание (Вайрочана) становится наивностью.
Осознавание равенства (Ратнасамбхава) становится гордыней и скупостью.
Осознавание индивидуальности (Амитабха) становится страстным желанием и привязанностью.
Осуществляющее осознавание (Амогасиддхи) становится завистью и ревностью.
Осознавание реальности (Акшобхья) становится гневом.
https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/vadzhrayana/tantra-prodvinutyy-uroven/pyat-semeystv-budd-i-pyat-dhyani-budd